Изготовление каркаса водяного колеса
Изготовление колеса начинаем с каркаса, который состоит из двух колец (обода) и диагоналей, скрепляющих фрагменты кольца и придающих жесткость всей конструкции.
Кольца изготавливаем из доски 30 х 200 мм. Каждое кольцо состоит из восьми дуг (частей), а на два кольца нам потребуется изготовить шестнадцать таких деталей. Вот чертеж дуги с точными размерами.
Ширина дуги получается 134 мм, такой размер получился в результате минимизирования затрат на стройматериалы, доска шириной 200 мм популярна и вы ее без труда найдете на любом рынке или в магазине. Также можно применить доску другой толщиной, если не будет 30 мм, смело берите толщиной 25 мм, ее прочности вполне хватит и облегчит конструкцию, я просто перестраховывался.
Для изготовления дуг, сделайте точный шаблон из картона или жести, проще вымерить и вычертить один раз на шаблоне, а затем переносить на все заготовки. Для выпиливания дугообразных сторон используйте лобзик. Торцевые стороны должны быть ровными, для плотного прилегания дуг друг к другу, поэтому их отрезайте торцовочной или отрезной дисковой пилой.
После изготовления дуг, выложите их на ровной поверхности, должно получиться кольцо, если стыки плохо совпадают, подгоните их немного, но это не столь важно, самое главное, чтобы кольцо имело правильную круглую форму, а для проверки этого, где бы вы ни промерили диагональ, размер диаметра должен быть один и тот же.
Скрепите их саморезами как показано на эскизе:
Но не перемещайте кольцо, нет жесткости, необходимо изготовить и прикрутить диагонали, сейчас и займемся их изготовлением. Диагонали изготавливаем из бруса 30 х 70 мм. Для двух колец нам понадобится 4 штуки длинных по 2 м и 8 штук коротких по 1 метру (всего 16 м.п.). Длинные изготавливаем, отпиливая до размера 2000 мм, а затем запиливаем в средине для стыковки друг с другом как на чертеже:
Короткие изготавливаем согласно чертежа, 8 шт:
Длинные стыкуем и скручиваем между собой, но подальше от средины, там мы будем потом просверливать отверстие диаметром 30 мм.
Прикладываем сначала длинные диагонали к кольцу так, чтобы диагонали перекрывали стык дуг, и стык дуг был посредине диагонали. Не спешите прикручивать, перепроверьте, что бы все было ровно и симметрично, от этого зависит правильность конструкции. Прикрутите длинные диагонали к кольцу несколькими саморезами, попозже укрепим болтами.
Так же присоединяем короткие диагонали и наживляем их при помощи саморезов.
Затем изготавливаем четыре крепежные пластины, которые усилят конструкцию. Металл применяем не менее 2 мм. Вырезаем болгаркой до нужного размера и высверливаем отверстия для болтов согласно чертежу:
Далее необходимо прикрутить пластины, но для этого опять промериваем все диагонали. Прикладываем пластину, центральное отверстие в пластине должно быть ровно по центру круга, просверливаем отверстия в диагоналях через пластину по одному, чтобы не сбить центровку, прикладываем с другой стороны пластину и скручиваем болтами.
После того как скрутили пластины, просверливаем отверстия для болтов в местах крепления диагоналей с кольцами, по два болта в один конец, как на эскизе:
Далее просверливаем отверстие в средине диагоналей через металлическую пластину диаметром 30 мм.
Все то же самое со вторым кольцом. Все, каркас готов, теперь его можно двигать и перемещать.
Чтобы проверить правильность сборки, оденьте каркас на что-нибудь и крутаните, должно крутиться ровно без больших биений.
Сборка водяного колеса
Сборку водяного колеса лучше производить на весу, то есть наденьте изготовленные две половины каркаса на что-нибудь, можно на лом и подвесьте.
Соединять две половины каркаса мы будем при помощи соединительных досок. Длина данных досок 40 см. В качестве материала для их изготовления можно применить любой материал, желательно с замком (шип-паз). Например, часто после строительства остаются куски имитации бруса, или можно использовать любую обрезную доску толщиной не менее 20 мм. Но не надо сильно широкую, укладку производим по окружности, оптимальная ширина 13-15 см. На чертеже в качестве соединительной доски применена имитация бруса 145 мм (рабочая 135 мм), на все по кругу ушло 40 штук по 40 см, то есть 16 м.п.
Перед тем как собрать два каркаса, совместите на них диагонали и начинайте скручивать. Крепление досок производим через дуги саморезами, по 4 шт. на доску. Желательно перед закручиванием саморезов просверлить отверстие тонким сверлом, что бы ни лопнули доски. Если используете доски без замка, старайтесь плотно подгонять доски друг к другу (не получается — используйте силикон), а если используете доски с замком, то не соединяйте их плотно, раздвигайте немного. Отрезку желательно производить торцовкой.
Далее изготавливаем перегородки из доски 20 х 150 мм. или 25 х 150 мм. Нам понадобиться так же 40 штук по 40 см. всего 16 м.п. Нарезать предпочтительней торцовкой. Крепим саморезами, по 4 шт. на доску, так же предварительно просверливаем отверстия тонким сверлом. Все, водяное колесо готово.
Посчитаем стоимость материала:
Доска 30 х 200 мм. , необходимо 14 м.п. по 50 руб. за м.п. = 700 руб.
Брус 30 х 70 мм., необходимо 16 м.п. по 40 руб. за м.п. = 640 руб.
Доска имитация бруса, нужно 16 м.п., 3 доски по 6 м = 750 руб.
Доска 20 х 150 мм., необходимо 16 м.п., 3 доски по 6 м = 800 руб.
Саморезы, болты и металл 2мм 1м2 = 700 руб.
Всего: 3600 руб. (58 USD).
Вернуться к статье «Водяная мельница и пруд своими руками» >>>